Последнее обновление: 11.05.2018 в 20:17
Подпишись на RSS
rss Подпишитесь на RSS, чтобы всегда быть в курсе событий.

Продавай и покупай фото здесь

28 Сентябрь 2012 · Интересное

Большое количество кулинарных книг в 60-ти странах мира используют в качестве иллюстраций работы Рика Судерса из Колорадо.


26 Декабрь 2011 · Интересное

Эклес знаменит своими работами связанными с танцами и балетом.


11 Июль 2012

Почему нельзя закрывать диафрагму?

Начинающие фотографы, в силу своей неопытности, делают много технических ошибок. Рано или поздно все эти ошибки исправляются, но до того момента, пока придет понимание, проходит иногда очень много времени. Иногда развитие тормозится из-за лени, иногда из-за нежелания понять и усвоить фундаментальные законы физики. Может, я кого-то сейчас разочарую, но фотография – это не только диагонали, перспектива, правило третей и философия, а и физика. Без нее никак. Как бы вам не хотелось этого, но без физических явлений фотографии быть просто не может.

Одна из часто встречающихся ошибок – это сильно закрытая диафрагма. Начинающий фотограф, прочитав, где-то на просторах интернета, о том, что закрывая диафрагму можно получить большую глубину резкости, тут же начинает применять это где надо и где не надо. При этом путая, саму резкость с глубиной резкости (ГРИП).  Здесь-то и кроется подвох.
В этой статье я постараюсь простыми словами объяснить, почему не стоит снимать с большими значениями диафрагмы.
Сильно закрытая диафрагма, f/11 и больше, приводит к явлению, которое называется Дифракция.

Дифракция — (лат. diffractus — буквально разломанный, переломанный, огибание препятствия волнами). Отклонение светового луча от прямолинейного распространения, с рассеиванием, при прохождении сквозь узкую щель или около тонкого предмета.
Так, я же обещал простыми словами! Что же делать если трудно обойтись без специальной терминологии? Специально для тех кто любит цифры, формулы и умные слова, можете почитать здесь: www.physics.ru или здесь: Дифракция

Короче говоря, при сильно закрытой диафрагме, лучи не только рассеиваются, но и как бы накладываются друг на друга. Именно из-за этого рассеивания детализация снимка сильно снижается, а соответственно получить звенящую резкость у вас вряд ли получится. Вы точно проиграете в этой битве. Попробуйте прищурить глаза и обратите внимание на то, что вы стали видеть намного меньше деталей. То же самое происходит, когда вы закрываете диафрагму до значения f/22, а у некоторых и до f/32. Так же можно попробовать вытянуть руку и закрыть ладонью солнце. Вряд ли вы сможете рассмотреть четкие контуры своей ладони. Это тоже дифракция.

На примерах ниже я наглядно продемонстрирую, что происходит с фотографией на разных значениях диафрагмы.  Я использовал камеру Canon 5D Mark II и 2 объектива: Canon EF 24-105 f/4L IS USM и Canon EF 50mm f/1.4 USM

Вариант 1 (все фотографии можно просмотреть в большом размере)
Canon EF 24-105 f/4L IS USM

Красный квадрат на большой фотографии – это точка фокусировки.

Кроп с увеличенной фотографии на 100%

Если вы все еще не видите разницы, то вот вам сравнение двух значений рядом

Совершенно очевидно, что наилучшую картинку этот объектив нам выдает со значением диафрагмы f/5.6, а самую плохую при значении f/22.
Как видите, при диафрагме f/11 начинается очевидная потеря качества. Это и есть придельное значение, при котором мы сохраним резкость в деталях. Правильно это называется дифракционный предел.
К сожалению, у этого объектива диафрагма не открывается больше чем f/4.  Но мне хотелось показать вам как можно больший диапазон диафрагм, поэтому я использовал объектив 50 мм.

 

Вариант 2 (все фотографии можно просмотреть в большом размере)
Canon EF 50mm f/1.4 USM

Красный квадрат на большой фотографии – это точка фокусировки.

Кроп с увеличенной фотографии на 100%

Как видите, при сильно открытой диафрагме, а именно f/1.4, качество снимка нельзя назвать приемлемым. Но уже при значении f/2.8 мы получаем отличное  качество.

Традиционно значения f/5.6 и f/8 выдают превосходную картинку.

Здесь видно, что начиная с f/16 начинается серьезная потеря качества.

А диафрагма f/22… Без комментариев.

Снова значение f/5,6 побеждает. На последнем снимке видна разница наилучшего и наихудшего значения.

Поздравляю, теперь вы знаете, почему нельзя закрывать диафрагму без особой на то необходимости.  Вы все равно не получите резкость, а качество пострадает. Но, что еще хочется добавить к вышесказанному, так это то, что иногда объективы выдают очень уж сильную детализацию и тогда приходится корректировать значения диафрагмы для того, чтобы изображение стало чуть помягче. Например поставить f3.2 или f/7.1. Получается, что комфортная работа будет на средних значениях. Лично я предпочитаю работать в диапазоне от f/3  до f/8.
Вы можете проверить свой объектив таким же способом, только не забудьте взять штатив.
После проведенного теста, могу с уверенностью сказать, что качество снимка напрямую зависит не только от качественной оптики, но и от значения диафрагмы тоже. И еще на качество влияет размер пикселя на вашей матрице. Но это уже другая история, хотя она плотно пересекается с этой темой, но все же попробую ее раскрыть как-нибудь в другой раз.
Удачных снимков.




О фотографии.

Видео

Избранное видео

Twitter

Наш микроблог на Twitter

Рубрики

Поиск информации по категориям